Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развитие творческих способностей у детей. Дополнительное образование выступает средством непрерывного образования и формирования личности, средством воспитания и в тоже время источником мотивации учебной деятельности, выбора профильного обучения, помогает в выборе профессии.
Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же, развитие индивидуальных способностей. Она существует только в движении, только в развитии. Это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования).
Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.
Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д.
Важнейшим условием для обеспечения успешной организации дополнительного образования является грамотное управление этим процессом. Управление – это не столько процесс идущий сверху вниз: администрация – педагоги дополнительного образования – дети, это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъектов и в роли объектов управления.
Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:
-
Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);
-
Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);
-
Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);
-
Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).
Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:
-
в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
-
в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
-
в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
-
в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
-
в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
-
в возможности получить допрофессиональную подготовку.
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, определяются основные функции ДО:
-
образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
-
воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
-
креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
-
интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
-
функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
-
функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
В настоящее время в школе реализуются 20 общеразвивающих программ дополнительного образования, по разнопрофильным направлениям для учащихся 1-4, 5-11 классов.
Дополнительное образование – важнейшая составляющая образовательного пространства школы. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию школьников, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
Дополнительное образование детей направлено на решение следующих задач:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интереса детей, усиления их здоровья;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- формирование общей культуры школьников;
- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
- развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;
- создание условий для творческой реализации;
- интеллектуальное духовное развитие личности ребенка;
- профилактика асоциального поведения;
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.
- формирование и закрепление традиций школы.
Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.), а также по следующим направленностям:
- художественно-эстетическая;
- физкультурно-спортивная;
- социально-педагогическая;
- естественнонаучная;
- военно-патриотическая;
- туристско-краеведческая.
Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.
Внеурочная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Внеурочная деятельность обучающихся в МАОУ СШ №19 осуществляется в соответствии с Программой духовно-нравственного развития и воспитания, Программой воспитания и социализации, планом внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов, планом внеурочной деятельности обучающихся 5-11 классов.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
-
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-
улучшить условия для развития ребенка;
-
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное
Внеурочная деятельность организована в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется образовательным учреждением.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
-
учёт возрастных особенностей;
-
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-
связь теории с практикой;
-
доступность и наглядность;
-
включение в активную жизненную позицию
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Расписание дополнительного образования на 2022-2023 учебный год скачать
Расписание внеурочной деятельности 2022-2023 учебный год скачать